Обход препятствий
При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы), которые легче обойти, чем преодолевать. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.
Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия. Если противоположная сторона препятствия видна, то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку В) на противоположной стороне препятствия по направлению движения. Одним из изложенных ранее методов определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А. После обходят препятствие по его границе. В точке В по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.
В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир (точка В) бывает трудно опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к ориентиру, в точке А оставляют какую-нибудь заметку, например ставят веху или делают затес на дереве. При выходе в точку В определяют величину магнитного азимута направления на точку А (обратный азимут), который отличается от азимута заданного направления движения на этом участке маршрута на 180º. Провизировав на точку А по обратному азимуту и убедившись, что это направление точно совпадает с направлением на точку А, продолжают движение.
Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку А изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320º) и начинают движение, ведя счет парам шагом (142 п.ш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.
На левой границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50º). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, т.е. обратный азимут направления АВ 140º. Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, т.е. 12 пары шагов.
В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50º); к количеству пар шагов, измеренному до точки А, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной точке поворота маршрута.