Конспекты по боевой подготовке

Четверг, 19.06.2025, 10:05

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Влияние местности | Регистрация | Вход

Влияние местности на передвижение войск

 

     Свойства местности, облегчающие или ограничивающие передвижение различных видов боевой и транспортной техники, определяют условия проходимости. Одним из основных факторов, определяющих степень проходимости любой местности, является наличие развитой дорожной сети и качество дорог. Основными техническими характеристиками автомобильных дорог являются ширина проезжей части, материал покрытия, качество дорожных сооружений через препятствия, а железных дорог – количество путей, вид тяги, количество станций и их характеристики.

     Наиболее распространенная ширина автомобильных дорог для двустороннего движения (кроме автострад) 6,5-7,5 м. По характеру покрытия автомобильные дороги делятся на дороги с твердым покрытием (шоссе, улучшенные грунтовые дороги) и дороги на естественном грунте (проселочные, полевые, лесные).

     Чем сильнее развита сеть дорог и выше их класс, тем доступнее местноть для действия войск. Особенно велико значение дорожной сети в лесисто-болотистой местности, горной и пустынной местностях. В этих условиях дорожная сеть оказывает большое влияние не только на проходимость, но и на скорость передвижения войск, бвстроту маневра в бою, на выбор маршрутов движения.

     Проходимость местности вне дорог зависит главным образом от характера рельефа, почвенно-растительного покрова, наличия и характера рек и озер, времени года и погодных условий. Лучшей проходимостью вне дорог обладает открытая равнинная или холмистая местность.

     Влияние рельефа на проходимость местности определяется степенью его расчлененности, характером и расположением типовых форм и крутизной скатов. Наиболее существенными естественными препятствиями при передвижении войск вне дорог являются овраги, промоины, обрывы, выемки и насыпи, а также возвышенности и впадины с крутыми склонами. От крутизны скатов зависит возможная и допустимая скорость движения пешеходов и транспорта.

     Существенным препятствием для движения всех видов боевых и транспортных машин являются болота, заболоченные участки и солончаки. По проходимости болота подразделяются на проходимые, труднопроходимые и непроходимые. Проходимость болот зависит от степени их увлажненности, толщины торфяного слоя и характера растительности. Проходимость увлажненных солончаков зависит от толщины солончакового слоя и степени его засоленности.

     В южных степных и полустепных районах встречаются участки местности с почвой, обильно насыщенной солью. Такие участки, имежую бедную растительность и покрые коркой или выходами соли, называются солончаками. Солончаки бывают мокрые и сухие. Мокрые солончаки (шоры) представляют собой вязкую, влажную песчано-глинистую почву с редкой растительностью и являются серьезным препятствием для движения колесного и гусеничного транспорта. Как правило, в период большой увлажненности болот и солончаков они становятся непроходимыми для колелсного и труднопроходимыми для гусеничного транспорта.

     Оценку проходимости рельефа и грунтов необходимо увязывать с конкретными климатическими условиями того или иного района. Зимой при температуре ниже 0ºС проходимость грунтов значительно улучшается. Непроходимые в летнее время болота зимой могут служить удобными путями для передвижения и действий войск.

     На проходимость местности значительно влияют леса. Основные характеристики леса определяются породой деревьев, их возрастом, толщиной, высотой и густотой насаждения. По возрасту деревьев лес подразделяют:

- на молодой с высотой деревьев 4-6 м и толщиной 5-15 см;

- средневозрастной с высотой деревьев 6-10 м и толщиной около 20 см;

- спелый с высотой деревьев более 10 м и толщиной более 20-25 см.

     По густоте лес подразделяют на густой с расстоянием между деревьями менее 10 м, средней густоты с расстоянием между деревьями 10-15 м и редкий с расстоянием между деревьями 15-30 м. Проходимость лесных массивов зависит от наличия дорог и просек, а также от густоты, толщины деревьев и характера рельефа. При расстоянии между деревьями менее 6 м движение боевой техники в лесу вне дорог весьма затруднительно или невозможно.

     Наиболее серьезными препятствиями для движения вне дорог являются реки, каналы, озера и другие водные преграды. Реки характеризуются шириной русла, глубиной, скоростью течения, характером подступов к ним и грунтом дна. По ширине русла реки подразделяются на узкие (до 60 м), средние (60-300 м) и широкие (более 300 м). Средняя скорость течения спокойных, относительно небольших рек, протекающих по равнинной местности, 0,5-0,6 м/с, крупных равнинных рек – до 1 м/с, горных рек – до 6 м/с.

     В некоторых случаях основными препятствиями для войск являются заболоченная труднопроходимая пойма, крутые берега, характер грунта дна реки. Современная транспортная техники и переправочные средства способны преодолевать крутизну спусков и выходов из реки 10-12º.

     По степени изрезанности местности препятствиями (оврагами, реками, озерами, болотами), ограничивающими свободу передвижения на ней, местность делят на пересеченную, малопересеченную и непересеченную.

     Пересеченная местность характеризуется тем, что препятствия, затрудняющие движение, занимают около 20% ее площади. Если такими препятствиями занято свыше 30% площади, местность относят к сильнопересеченной. Она создает благоприятные условия для скрытного подхода к переднему краю противника, но в то же время затрудняет передвижение своих подразделений. Особенно трудно передвижение по пересеченной местности боевой техники и автотранспорта. Наличие на пересеченной местности лощин, оврагов, канав, насыпей повышает ее защитные свойства.

     Малопересеченной считается местность, около 10% площади которой занято препятствиями. Если препятствий нет или они составляют менее 10%, местность относится к непересеченной.

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0